Поиск:  




Детская - чтение. О детях

Мудрость маленьких

Из книги А.Ю. Закгейма "Что написАлось"

В любой семье, где любят детей, есть своя коллекция детских речений. Их помнят и умиленно повторяют. Но изредка сказанное малышами оказывается столь блестящим, что жаль ограничиваться рамками одной семьи.
Иные детские афоризмы исполнены какой-то особой мудрости.
Можно по-разному объяснять, откуда эта мудрость. Иной скажет, что она - мнимая, ее домысливаем мы, взрослые. Иной (как Корней Иванович Чуковский) - что любой ребенок в своем развитии проходит стадию гениальности.
Кто-то сошлется на большую близость ребенка Богу.
Можно попробовать рассудить почти по Фрейду: у ребенка еще не развился цензор и легче, чем у взрослого, выходят из подсознания свежие, подчас рискованные ассоциации. К тому же наблюдательность у ребенка острее, чем у взрослого, и она - другая: мы заранее знаем, что стоит замечать, а ребенок не знает. Поэтому он не заметит чего-то, бросающегося нам в глаза, и заметит то, что ускользает от нас.
Но как ни объясняй, избранные детские изречения заслуживают сохранения.

Это первый набросок сборника детских высказываний...


  • В большой коммунальной квартире жили три ровесника - Юра, Женя и Вадим. Однажды Юра подрался с Женей. Тот нажаловался, и Юру призвали на объединенный суд двух мам.
    - Юрка, ты зачем побил Женечку?
    Юра мрачно:
    - Чтоб не задавался.
    Женя, рыдая:
    - Я не задавался, честное слово, я совсем не задавался!
    Юра еще мрачнее:
    - Чтобы потом не задавался.

  • Четырехлетнюю Эллу спрашивают:
    - Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
    Ответ классически лапидарен:
    - Просто мамой.

  • Папа сидит на дачной террасе и сосредоточенно пишет диссертацию. Трехлетний Миша играет. Его любимые игрушки - инструменты. Сейчас у него в руках молоток, а перед ним - лист кровельного железа. Миша с упоением бьет молотком по листу, сильно мешая папе.
    - Мишка, прекрати.
    Миша виновато кладет молоток. Но хватает его только на минуту. Потом снова раздается грохот.
    - Мишка, прекрати!
    Ситуация повторяется. Мальчик выдержал без шума лишь самую малость.
    - Мишка, прекрати сейчас же!
    Миша снова кладет молоток. Пару минут спустя он заходит на террасу, подходит к отцу, поворачивается к нему спиной и спускает трусики.
    - Папочка, пожалуйста, нашлепай меня больно по попке. Я не могу перестать громыхать.

  • Через годик Миша сочинил прелестное стихотворение-угрозу:
    Я от мамы отженюся
    И на бабе поженюся!

  • Ребенка может сильно напугать незнакомое слово. Крохотная Таня простудилась. Мама озабоченно:
    - Сильная простуда. Надо сульфадимезин дать, Танечка - рыдать:
    - Мамочка! Не давай мне судидидидин! Лучше поставь мне клизмочку! Кьясненькую!

  • В состоянии эмоционального подъема ребенок бывает щедр на неологизмы и свежие образы. Трехлетний Андрей сидит под столом и упоенно бьет камешком о камешек, пытаясь выбить искры.
    - Бабуля! Смотри! Камень - настоящий сверкач! Паленой курицей пахнет!
    Особую прелесть этой яркой речи придают особенности произношения: звонкое раскатистое "р", "ц" вместо "ч", проглоченное "и" в слове"курица":
    - Настоясций сверркац! Паленой куррцей пахнет! А до чего хорош образ запаха ударенного кремня!

  • Две реакции детей на пол новорожденного. Семилетний Миша внимательно рассматривает Машу, двоюродную сестренку. Потом спрашивает ее маму:
    - Лариса, а когда Маша станет понятным ребенком, ну, как я, может быть, она все-таки будет мальчиком?
    Спустя четыре года Маша разглядывает принесенного из роддома брата:
    - Ой, мама, а что это за грешные орешки?
    Ошибка в слове "грецкие" нечаянно звучит крайне выразительно.

  • Кто-то в разговоре упомянул застежку "молния". Полуторагодовалая Маша мгновенно проявляет свои классификаторские способности:
    - Дом и моуния - совсем дудое!

  • Годовалый Володя приехал на дачу и впервые увидел дождевых червей. Сразу схватил парочку в ручонки и стал кричать:
    - Итка, итка!
    А ведь насколько абстрактный образ нитки должен существовать в голове младенца, чтобы он сразу уловил сходство с червяком.

  • Года в два Володя узнал, что бабушку зовут Ольга Львовна.
    - Так что, твой папа был лев?
    - Лев.
    - Настоящий?!..

  • Два случая, когда двухлетняя Лена проявляла замечательное свойство детского языка: часто неосознанное, но совершенно свободное изменение смысла слов, если нужное слово пока неизвестно или недостаточно эмоционально.
    - Мама, проруби - это такие дырочки?
    - Да.
    - У меня в колготках было много прорубей, только ты их все заштопала.
    Второе высказывание:
    - Музыка огромная, замечательная!
    "Огромная" не как характеристика размера, а как признак превосходной степени.

  • Мама уходит на работу. Трехлетняя Лена:
    - Мамочка, передай всем тетям на работе привет. Большой-большой, до лампочки!
    "Привет до лампочки" надолго стал излюбленной формулой в семье.

  • Трех-четырехлетняя Лена:
    - Мамочка, ты знаешь, что значит слово любовник?
    Ее в высшей степени стеснительная мама смущенно бормочет нечто неясное.
    - А я знаю.
    Мама смущается еще больше.
    - Мамочка, пойми: дом, где живет корова, называется коровник; дом свиньи - свинарник; дом курицы - курятник. Значит, любовник - это дом, в котором живет любовь.
    Как хорошо жить в любовнике!

  • Через пару лет на мамином юбилее Лена предлагает тост:
    - Я очень люблю свою мамочку. А больше всего люблю за то, что ее дети ей - не обуза.
    Трудно точнее маму охарактеризовать.

  • Дети очень чутко слышат телевизор. Жене чуть больше полутора лет. Играет на полу, вроде бы не обращая на этот ящик внимания. Кто-то из взрослых входит и спрашивает в пространство:
    - Интересно, о чем передача?
    Ответ следует немедленно:
    - Пло накоманов.

  • Жене - два года. Переехали с дачи в Москву, гуляют с папой. Она нашла свои любимые качели, но качели сломаны.
    - Ничего. Пойдем, покачаемся на других. Завтра придут учиники и починят эти.
    Для нее в слове учиник корень - чинить.

  • В том же возрасте Женя представляет своего семнадцатилетнего дядюшку:
    - Костя, мой отчим.
    Узнать бы, как она понимает смысл этого слова.

    В том же году Женя просит:
    - Папа, сними очки. Хочу посмотреть на твои пустые глаза.

  • 1996 год. Женя (4 года) с папой гуляет по дачному поселку. Читает название "Улица Ленина".
    - Ленина улица? А Машина где?
    Лена и Маша ясны - две родные тетушки. А имени Ленин она уже не знает.

    Тот же год. Лена обучает Женю новой игре. В игре читается стишок:
    Летел лебедь По синему небу, Сломал крыло. Назови число. Женя с увлечением играет. Потом говорит:
    - В Лебедя уже поиграли. Давай в Ельцина играть.
    Кстати, разговор этот был между двумя турами голосования, когда Лебедь уже вышел из игры.

  • Иногда то, что говорит ребенок, не содержит ничего особенного, но удивляет неожиданно взрослой интонацией. Двухлетняя Женя пришла к бабушке и дедушке. Хочется поиграть глиняной фигуркой козы, но ее дают не всегда: расшалившись, она может разбить игрушку. Поэтому Женя обращается к деду:
    - Шула! А как насчет козы?
    Та же взрослость интонации - у ее младшей сестрички. Полуторагодовалая Дина впервые увидела море. Без малейшего раздумья она заявила:
    - Ну, я пошла.
    И зашагала в воду, пока ее не поймали; к счастью, в этом месте Южно-Китайское море долго мелкое.

  • Через пару месяцев, уже в Москве - снова потешно-взрослое выражение. Ноябрь. На улице.
    - Мама, в чем дело? Что-то листья все падают и падают. Так их совсем не останется.

  • Дине два года. Показывает дедушке игрушечный домик.
    - Диночка, какого цвета домик?
    Видимо, словом голубой она еще не овладела. Но заминка - всего секунды две: - Домашнего цвета.

  • Бабушка Леля - большой мастер успокаивать капризничающих детей. Один из основных приемов - отвлечение: обратить внимание на что-нибудь постороннее. На полуторагодовалую Дину это действует достаточно эффективно. Но вот Дина слегка покапризничала, потом говорит:
    - Леля, пошли на кухню. Пошли.
    - Леля, мотли: тетя идет. Собачка бежит. Мотли.
    Прием явно разоблачен. Но, странно, продолжает действовать. Ее по-прежнему удается так успокоить.

  • Прелестное ругательство трехлетней Кати: - гойки гуак (горький дурак).

  • А вот уж совсем глубокая философия. Пятилетний Филипп:
    - Дедушка, по-моему, жизнь похожа на колесо обозрения в парке. Садишься на него и поднимаешься, поднимаешься. И сверху тебе все-все видно. А потом начинаешь опускаться обратно к земле.

  • Пятилетний Сережа увлекся лепкой из пластилина. Лепит в основном водолазов, то есть аквалангистов. Однажды спрашивает:
    - Мама, а как слепить так, чтобы было понятно, что это не водолаз, а водолазка?
    - Не знаю, как тебе сказать...
    - Ну, ладно, я попробую.
    И слепил. Так слепил, что мама, несмотря на все просьбы, не показала мне его шедевра - очевидно, ввиду крайнего уровня реализма.

  • Лена И. уехала с детским садом на дачу. В воскресение к ней приехали родители. Леночка счастлива; как радушная хозяйка, показывает местные достопримечательности. По дороге попадается лепешка коровьего навоза. Тоном экскурсовода:
    - А это коровье говно.
    Папа хочет смягчить лексику:
    - Леночка, лучше сказать: коровья лепешка...
    В ответ - поучающе, с оттенком высокомерия:
    - А наши дети говорят, что это коровье говно.

  • Семья только-только переехала на новую квартиру. Лена огляделась и заявила родителям:
    - Ребята, давайте сразу договоримся: на обоях не рисовать.

  • Из высказываний Тани М.:
    - Я из персика все персональные соки высосала.
    Она же о молодящейся старухе-соседке:
    - Полубабушка.

  • Еду из Москвы в Караганду навещать в ссылке маму. Со мною в купе - девица года под три. Представляет она собой веснушчатый белобрысый чурбачок без видимого разделения на голову, туловище и прочие конечности. Характер - суровый. Стоит мне хоть малость не угодить ей, она подходит ко мне так, что носки ее туфелек упираются в носки моих кед, задирает голову вертикально вверх и сообщает баритоном:
    - А по молде оглебешь.

  • Прекрасная эмоциональная реакция - в двух восклицаниях четырехлетней девочки, которую впервые привели на клюквенное болото. Первое:
    - Ой, кто-то ягоды на кочку насыпал!
    Второе - через несколько секунд:
    - Ой, их к кочке ниточками пришили!
    Всякий, собиравший клюкву, оценит образность и того, и другого восклицания.

  • У пятилетнего Кузьмы - сложности в семье, и пришлось его на денек привезти на дачу к незнакомым людям.
    Он нервничает, отказывается лечь отдохнуть. На уговоры отвечает:
    - Мне лень лежать.

  • Две пятилетки, сестры-близняшки. Похожи настолько, что даже говорят обычно вместе, одинаковыми словами и одновременно. Приехали гости из провинции. Входят и здороваются:
    "Здравствуйте, москвичи!"
    Мгновенная реакция:
    - Вы бы нас еще "Жигулями" назвали!

  • Четырехлетний мальчик впервые в жизни пошел с папой и мамой в театр. Дома мама спрашивает:
    - Понравилось тебе?
    - Очень!
    - А что тебе больше всего понравилось?
    Глаза сына загораются:
    - Мраморные шлемы!
    В пьесе никаких шлемов и ничего мраморного не было. Мама - в недоумении.
    - Ну, мамочка! Там такие красивые мраморные шлемы! И знаешь, их на голову не надевают. В них писают. Они в туалете стоят, ты туда не ходила.

  • Предыдущий разговор был в конце семидесятых. А вот середина девяностых. Другой четырехлетний мальчик:
    - Мама! Ты ведь совсем не умеешь целоваться. Неужели ты телевизор никогда не смотришь? Как ты меня целуешь - в лобик, да в ладошку. В губы надо целовать.
    Мать долго возражает, но сын непреклонен:
    - В телевизоре целуются только в губы, и ты меня должна так же.
    Удивительно, но мать сдалась. Поцеловала.
    - Мама, ну, точно: ты телевизор не видишь. Разве так целуют? Они же друг другу губы жуют.

  • Хозяйка дачи умывается на ночь. Вынула изо рта зубной протез и чистит его. Пятилетний Гриша - сын дачников увидел это. Убежал, вернулся и протянул жевательную резинку.
    - Таисия Петровна, возьмите, это "Орбит без сахара". По телевизору говорили, что он очень укрепляет зубы.

  • Эпоха перестройки. Очередной период дефицита, в магазинах - пустыня. Маленький мальчик пришел в гости и увидел на столе кусок сыра. В восторге он кричит:
    - Это сыр, это сыр! Я узнал его!

  • А вот мудрость семилетнего. Я очередной раз повышаю свою квалификацию. Занятия - в школе. Пришел рано и пока гуляю по двору. Ко мне подходит мальчик - видимо, первоклассник.
    - Дядя, вы учитель?
    - Нет, я здесь учусь.
    Недоверчиво:
    - А вы не обманываете?
    - Нет, я, правда, здесь учусь.
    Задумался, потом лицо прояснилось:
    - Понимаю: вы - вечерняя молодежь.
    Вечерняя молодежь - как сказано!

    1996
     

  • Рассылки Subscribe.Ru
    Алхимик - новости и советы