Учебник Химическая азбука Конспект Практикум Тесты Справочник Приложения

ГЛАВА II. Строение атомов и Периодический закон

предыдущий параграф предыдущий параграф следующий параграф следующий параграф

§4. Атом - пудинг или атом - планетная система?

Когда-то мудрецы-философы Древней Греции на прогулках рассказывали своим ученикам об атомах, из которых состоят вещества природы. Они считали атомы шариками, снабженными крючками и петельками, чтобы соединять их друг с другом.

рождественский пудинг с изюмом Прошло больше двух тысяч лет, пока в 1897 году появилась новая модель атома химического элемента, которую разработал выдающийся английский ученый Джозеф-Джон Томсон (тот самый, который открыл электроны). Он думал, что каждый атом - это шар, в котором положительный заряд равномерно распределен по всему объему. А внутри этого электрически положительного шара вкраплены отрицательно заряженные частицы - электроны, которые компенсируют положительный заряд.
По Томсоновской модели, электроны в атоме располагаются, как изюм в булке - или, по английским кулинарным пристрастиям, изюм в пудинге. Томсон, видимо, не подозревал, что внутри атома есть какие-либо "сгущения массы" вроде ядра.

модель строения атома по Резерфорду "Кондитерская" атомная модель Томсона оказалась недолговечной, она прожила всего пятнадцать лет. В 1911 году английский ученый Эрнест Резерфорд придумал ядерную (планетарную) модель атома. В центре атома Резерфорд расположил крохотное, но очень плотное ядро, где сосредоточена почти вся масса атома. А электроны вращались вокруг него по определенным орбитам, как планеты вокруг Солнца.

Потом оказалось, что каждый электрон движется вокруг ядра так быстро, что его не только нельзя рассмотреть с помощью любого самого мощного микроскопа, но невозможно даже представить в виде точки, движущейся по определенной траектории. Электроны как бы "размазаны" в пространстве и образуют электронные облака, которое называются атомными орбиталями.

Нельзя сказать, что теория строения атома, которую предложил Резерфорд, сразу же получила всеобщее признание. Основное возражение противников состояло в том труднообъяснимом факте, что электрон и положительно заряженное ядро атома существуют в пространстве так близко друг от друга и при этом не слипаются, не соединяются и, на первый взгляд, почти не взаимодействуют друг с другом.

На самом деле взаимодействие есть, да еще какое сильное! Перемещающийся почти со скоростью света электрон под действием ядра меняет направление движения и уже не летит куда-то вдаль, в неведомое космическое пространство, а начинает вращаться вокруг ядра все с той же бешеной скоростью.

Громадная скорость, с которой носится электрон, разгоняет его и не дает ему слишком приблизиться к ядру, а значит, "упасть" на него.

Позже специально для объяснения того, как ведут себя электроны в атоме, была создана новая наука - квантовая механика.
Оказалось, что частицы, обитающие в микромире (электроны, протоны и нейтроны) ведут себя совсем по-другому, чем предметы и физические тела обычных размеров. Например, их скорость и энергия "квантуются" - меняются не так, как мы привыкли это наблюдать в макромире, непрерывно и постепенно, а скачками - "квантами".


А местоположение мельчайших физических частиц в пространстве и вовсе точно определить нельзя. Они ведут себя примерно так, как Чеширский Кот в сказке "Алиса в стране чудес" Льюиса Кэрролла: вроде бы он здесь, но в то же время его нет, осталась лишь улыбка...

Останкинская телебашня Чтобы понять, с насколько малыми размерами частиц имеет дело квантовая механика, попробуем прикинуть, сколько места в пространстве занимают атомы.
Размеры атомов, так же как и масса, чрезвычайно малы и составляют около 1 нм (нанометра), или 1 · 10−9 м. Если увеличить атом до размера точечки диаметром 0,1 мм, то буквы, которые вы сейчас читаете, станут высотой в 500 м, как Останкинская телевизионная башня!

Чрезвычайно мала и масса атомов. Для ее определения ученые используют особые относительные единицы.
Так что это не как абсолютная масса, измеренная, например, граммах, а относительная.
Что это такое, мы уже знаем, но можем и повторить по КОНСПЕКТУ.


Задание Задание 14. Относительная атомная масса




предыдущий параграф предыдущий параграф Читайте КОНСПЕКТ следующий параграф следующий параграф
Введение
ГЛАВА I.
Что изучает химия?

ГЛАВА II.
Строение атомов и Периодический закон

  1. Знакомьтесь: электрон, протон, нейтрон
  2. Что такое изотоп и как получаются ионы
  3. Имена элементов
  4. Атом - пудинг или атом - планетная система?
  5. Электронные облака - орбитали
  6. Энергетические "этажи" атома
  7. Электроны заселяют...
  8. Парад химических элементов
  9. В основе всего - периодичность
ГЛАВА III.
Химическая связь и строение молекул
ГЛАВА IV.
Простые и сложные вещества. Водород и кислород
ГЛАВА V.
Типы химических соединений
ГЛАВА VI.
Растворы и растворимость

Учебник Химическая азбукаКонспект
ПрактикумТесты СправочникПриложения
©2003 Copyright by alhimik.ru