Учебник Химическая азбука Конспект Практикум Тесты Справочник Приложения

ГЛАВА V. Типы химических соединений

предыдущий параграф предыдущий параграф следующий параграф следующий параграф

§8. Те, у кого два лица

Между химическими элементами не прекращается "война". А по тому, где "живет" элемент, можно судить, на чьей стороне он воюет.

В Периодической системе слева расположены элементы-металлы. Они не особенно дорожат своим электронным окружением и очень часто с ним расстаются в разных химических "войнах" и иных передрягах. Оксиды у этих элементов оснóвные, а гидроксиды - типичные основания. И чем ниже в таблице находится элемент, тем сильнее соответствующее ему основание.

В правом верхнем углу Периодической системы находится главный элемент-агрессор, неметалл фтор. Его окружают сообщники и приспешники - другие неметаллы. Все они ведут разбойный образ жизни и у всех, кто слабее, отнимают электроны. Кроме того, они еще образуют кислотные оксиды и кислотные гидроксиды - кислоты.

Однако между типичными металлами и типичными неметаллами в Периодической системе расположено много элементов, которые неизвестно кто - "ни рыба ни мясо". Непонятно, на кого больше похожи - на металлы или неметаллы - эти подозрительные элементы, возможные перебежчики и шпионы.

На самом деле у таких элементов, как бериллий, алюминий, хром, олово - два лица. Они "воюют", но только сами за себя. Оксиды и гидроксиды у них амфотерные. Это слово происходит от греческого "амфо" - двоякий, двойной. Помните: древнегреческие сосуды называли "амфорами", они были обязательно с двумя ручками. А еще: земноводных (лягушек и жаб) в зоологии зовут амфибиями, потому что они могут жить и на суше, и в воде. Есть и танки-амфибии, и самолеты-амфибии, которые одинаково боеспособны на море и на суше.

Амфотерный гидроксид (например, малорастворимый в воде гидроксид алюминия Al(OH)3), встречаясь с хлороводородной кислотой HCl, превращается в соль хлорид алюминия AlCl3:

Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O
и, следовательно, ведет себя вполне "основательно", подражая химическим свойствам типичных оснований. В ионном виде эта реакция выглядит как настоящая реакция нейтрализации:

Al(OH)3 + 3H+ + 3Cl = Al3+ + 3Cl + 3H2O,
или в краткой ионной форме:

Al(OH)3 + 3H+ = Al3+ + 3H2O,

Если на гидроксид алюминия "нападает" типичное основание гидроксид натрия NaOH, то, обороняясь, Al(OH)3 ведет себя как кислота и образует соль - алюминат натрия NaAlO2. Ее можно выделить, если раствор после реакции выпарить досуха:

Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O

Это тоже реакция нейтрализации. В ионном виде она записывается так:

Al(OH)3 + Na+ + OH = Na+ + AlO2 + 2H2O
а в сокращенной форме:

Al(OH)3 + OH = AlO2 + 2H2O

Если уравнение реакции требуется писать более точно, химики учитывают, что на самом деле в водном растворе образуется тетрагидроксоалюминат натрия Na[Al(OH)4]. Квадратные скобки пишут в формулах химических веществ, если они относятся классу комплексных соединений - таких веществ, молекулы и ионы которых построены из более мелких, но тоже сложных частиц, вроде того, как строят большие дома из готовых блоков.


Спросить бы у гидроксида алюминия, кто он таков. Ответ мог бы быть таким:

Для химии я вовсе не потерян.
Я никому не друг. Я амфотерен.
И вас предупреждаю я заранее,
Что с кислотой борюсь, как основание.
Я растворяюсь также в щелочах…
Я богатырь: силён, широк в плечах.
Я не боюсь играть такую роль:
Кто б ни напал - я превращаюсь в соль
.

Амфотерен не только гидроксид алюминия, но и гидроксиды многих его соседей, помещенных в широкую полосу "непонятных" элементов, которая по диагонали пересекает Периодическую таблицу. Бериллий, олово, свинец, цинк, кадмий - да разве всех перечислишь…


Задание Задание 46. Амфотерность




Задание Итоговое задание. "Кто есть кто в мире химии?"





предыдущий параграф предыдущий параграф следующий параграф следующий параграф
Введение
ГЛАВА I.
Что изучает химия?
ГЛАВА II.
Строение атомов и Периодический закон
ГЛАВА III.
Химическая связь и строение молекул
ГЛАВА IV.
Простые и сложные вещества. Водород и кислород

ГЛАВА V.
Типы химических соединений

  1. Вещества в классе
  2. Оксиды - дети "оксигена"
  3. Почему кислоты кислы?
  4. А это - основания
  5. Зачем нужны индикаторы?
  6. Соли - соленые, горькие, сладкие и прочие
  7. Хоровод ионов
  8. Те, у кого два лица
ГЛАВА VI.
Растворы и растворимость

Учебник Химическая азбукаКонспект
ПрактикумТесты СправочникПриложения
©2003 Copyright by alhimik.ru