Учебник Химическая азбука Конспект Практикум Тесты Справочник Приложения

ГЛАВА V. Типы химических соединений

предыдущий параграф предыдущий параграф следующий параграф следующий параграф

§1. Вещества в классе

Когда в сельскую школу ходят всего восемь или десять учеников разного возраста, они все занимаются в одной классной комнате. Первоклашки читают по букварю рядом с семиклассниками, отвечающими урок по физике, а пятиклассники тут же твердят английские глаголы. Такая школа называется "малокомплектной". Но как только учеников становится больше, их рассаживают по классам.

Примерно то же самое происходит в любой науке: по мере накопления знаний и фактических сведений наступает момент, когда необходимо все собранное как-то упорядочить.

Пока алхимики знали лишь несколько десятков химических веществ, им было легко запоминать их свойства и особенности поведения. Но когда число веществ перевалило за несколько сотен, а потом и тысяч, химики призадумались: как бы классифицировать их - подразделить на классы сходных по характерам химических "персон".

Впрочем, и алхимикам не было чуждо желание навести порядок в списке химических реактивов. Они тоже выделяли среди веществ "масла", "земли", "духи" (спирты), "водки", "стекла"… Так, серную кислоту звали "купоросным маслом", соляную - "духом солей". Железный купорос был известен под именем "зеленого стекла" ("витриола"). Правда, алхимические термины порой совпадали для веществ, совсем разных по составу. Например, название "магнезия белая" относилось к карбонату магния, а "магнезия черная" - к диоксиду марганца. Иногда, наоборот, одно и то же вещество могло фигурировать под разными именами. Уксусная кислота была известна как "кислая влажность" и "древесная кислота", а азотная - как "крепкая водка", "селитряная дымистая водка" и "зияющая красным гасом кислота"…

Первую систему классификации и номенклатуры химических веществ задумали в 1787 году четверо французских ученых - Антуан-Лоран Лавуазье (1743-1794), Клод-Луи Бертолле (1748-1822), Луи-Бернар Гитон де Морво (1737-1816) и Антуан Фуркруа (1755-1809).

Сейчас нам остается только строить догадки, где собрались - за дружеским обедом или на научном диспуте, - и что именно говорили друг другу четверо выдающихся ученых, когда более двухсот лет назад они приняли решение "разложить по полочкам" все химические знания. Эта задача была бы не под силу одному человеку, будь он даже великим. Но четырем выдающимся ученым классификация веществ оказалось "по плечу".

Ведь за дело взялись люди блестящих способностей и энергии. Фуркруа и Гитон де Морво были не только химиками, но и видными государственными деятелями, Бертолле был известным врачом и аптекарем, даже служил лейб-медиком при дворе герцога Орлеанского. А Лавуазье получил признание и как химик, и как юрист, и как финансист.


Какое свойство у веществ самое главное? Запах, цвет, вкус? Способность растворяться или испаряться? Пригодность в пищу или применимость в роли лекарств? Пожалуй, ни то, ни другое, ни третье.

Химия изучает химические реакции между веществами, так что имеет смысл выбрать некоторое вещество-эталон (образец), с которым будут по очереди встречаться и взаимодействовать все остальные, - а там посмотрим, что из этого получится. В той химической классификации, которой мы пользуемся, веществ-эталонов сразу два, и мы хорошо их знаем. Это вода и кислород.

Самое распространенное на Земле сложное вещество - вода, самый распространенный химический элемент - кислород. Именно их реакции со всеми другими химическими "персонами" и характер образующихся при этом продуктов дают ключи к "комнатам", где собраны однотипные вещества, иначе - классы химических соединений.


Задание Задание 39. Химическая угадайка




предыдущий параграф предыдущий параграф следующий параграф следующий параграф
Введение
ГЛАВА I.
Что изучает химия?
ГЛАВА II.
Строение атомов и Периодический закон
ГЛАВА III.
Химическая связь и строение молекул
ГЛАВА IV.
Простые и сложные вещества. Водород и кислород

ГЛАВА V.
Типы химических соединений

  1. Вещества в классе
  2. Оксиды - дети "оксигена"
  3. Почему кислоты кислы?
  4. А это - основания
  5. Зачем нужны индикаторы?
  6. Соли - соленые, горькие, сладкие и прочие
  7. Хоровод ионов
  8. Те, у кого два лица
ГЛАВА VI.
Растворы и растворимость

Учебник Химическая азбукаКонспект
ПрактикумТесты СправочникПриложения
©2003 Copyright by alhimik.ru